Архив метки: Минск

Лоукосты в Беларуси: ожидания и вероятная реальность

Только вчера по сети пошли слухи: скоро в Беларусь будут летать лоукосты! Кажется, новость-то хорошая, беларусам станет проще путешествовать, а главное — дешевле! Ведь лоукосты предлагают минимум сервиса — в основном сам перелет с маленьким багажом-ручной кладью — за маленькие деньги — в общем, то что надо для среднего беларуса. Но давайте всё же сохраним голову холодной и разберем озвученные (и не озвученные) факты про лоукосты в Беларуси из вчерашнего интервью замминистра Ляхновича.

Лоукосты в Беларуси: желание или реальность?

Лоукосты полетят в Гродно?

  • Ляхнович: «Этот аэропорт (Гродно) мы рассматриваем как приближенный к Вильнюсу, для того чтобы немного «перебить» пассажиропоток, который от нас уезжает туда».

То есть, цель организации полетов лоукостов не упрощение жизни беларусов и удешевление путешествий как в Европу, так и из нее для беларуских и иностранных туристов, а «перебивание» пассажиропотока Вильнюсского аэропорта?
И выбирается аэропорт Гродно, как приближенный к Вильнюсу географически, а не потому что он удобный для будущих клиентов.

Замминистра или ляпнул не подумав, или в чиновничьих мозгах и правда строится такая картинка: беларусы ездят в аэропорт Вильнюса за 200-300-400км и в Гродно будут ездить столько же. Ну зачем им упрощать жизнь, разместив хаб для лоукостов поближе к пассажиру?

На данный момент аэропорт Вильнюса обслуживает около 5 млн. пассажиров в год, около 5-7 % из них — граждане Беларуси. То есть около 300.000 пассажиров в перспективе может (хочет!) перетянуть к себе аэропорт Гродно. Но из этих 300.000 человек >200.000 — это жители Минска!
Минск и Вильнюс сейчас соединяет приличное железнодорожное сообщение, хорошая автомагистраль и десятки автобусов-маршруток всех мастей, которые довезут прямо в аэропорт. А от ЖД и автовокзала Вильнюса до аэропорта можно доехать за 1 евро/с человека на местной маршрутке или за 3-4 евро/за машину на УБЕРе.

До Гродно доехать совсем не проще, несмотря на то, что не надо пересекать границу и проходить паспортный контроль и таможенный досмотр. Несмотря на относительно малое расстояние, нет прямого ЖД сообщения. Поезд идет от 5-6 до 8 часов! Пусть он и дешевле на 20 рублей (12 рублей против 33), но путь в 8 часов (+время от города до аэропорта) вряд ли назовешь трансфером.

Сейчас единственный адекватный вариант доезда до Гродно — это маршрутки. До 4 часов — и ты на месте. Они же в перспективе могли бы возить и в аэропорт. Правда здесь очень много НО: во-первых, отдельные участки трассы Минск-Гродно — это ад для водителей и пассажиров, во-вторых, вместимость и комфортность маршруток для путешественников с багажом и детьми весьма ограниченная, ну и в-третьих, совсем недавно власти начали «подминать» под себя весь этот маршруточный бизнес, обязывая отправлять только с автовокзала. А это значит, что как только вырастет спрос на маршрутки до Гродно, можно ожидать нового витка данной истории. А это и снижение количества машин — не все пройдут аккредитацию да и вокзал не резиновый, и повышения цен — надо будет платить автовокзалу за его услуги, и самое печальное — перевод продажи билетов в кассы автовокзала с его километровыми очередями (сейчас работают удобные сайты заказа + диспетчерская служба).

Таким образом мы получаем менее комфортный вариант трансфера до аэропорта вылета с сомнительной экономией.

Кто будет летать в Гродно?
Лоукосты в Беларуси без низких цен

  • Журналист: «С какими авиакомпаниями ведутся переговоры? С российскими или с европейскими?»
    Ляхнович: «С европейскими. Есть протокол о намерениях, есть подписанные документы, в том числе и с польскими компаниями, с AirBaltic ведем переговоры — возможно, получится».

Во-первых, нет польских лоукостов, во-вторых, AirBaltic — совсем не лоукост, и в-третьих, AirBaltic и так уже летает в Беларусь — в Минск, и акции для Беларуси у него очень сильно ограничены и дешевых билетов купить вообще не реально, в сравнении с Вильнюсом или Ригой.

Таким образом к нам придут недо-лоукосты или совсем не лоукосты с высокими ценами и ограниченным сервисом.

Из Бреста летать в Польшу, вы серьезно?

  • Ляхнович: «Если гродненский аэропорт планируют сделать площадкой для лоукостов, то брестский, по планам, мог бы специализироваться на полетах в Польшу и Россию. Путешествующие в/из Польши получили бы возможность не стоять в очередях на границе, а путешествующие в Россию могли бы вылететь в Москву, Санкт-Петербург, не заезжая в Минск».

Из этого сообщения выходит, что в Гродно будут «лоукосты», а в Бресте — «самолеты в Польшу и Россию» — по всей вероятности «не лоукосты» даже по классификации чиновников.

Летать из Бреста в Польшу — это новый аттракцион для любителей. Для тех, кто плох в географии, показываем:

Как видите, от Бреста до Польши ближе, чем до аэропорта, откуда планируются рейсы.
Сейчас из Бреста ходит прямой поезд до Варшавы за 33 рубля (13 евро), ехать 3,5-4 часа, приезжаешь в центр города. Очередей у поездов нет.
Самолетом лететь 1 час, на дорогу до аэропорта 20-40 минут, приехать за 1-2 часа для паспортного и таможенного контроля (в аэропорту тоже есть граница! И даже две — по прилету в ЕС тоже будет досмотр, тоже будет очередь, в которой можно провести до часа — зависит от расторопности офицеров и действительности визы впередистоящего пассажира). И на вылете еще представители авиакомпании отдельно проверят ваши билеты, паспорт и визу. При внутришенгенских перелетах паспортного контроля нет, только перевозчик проверит проездной документ.
По итогу дорога из Бреста до Варшавы на поезде выйдет быстрее, чем на самолете. И очень сомнительно, что какая-нибудь авиакомпания предложит меньше 13 евро за такой перелет.

С поездками в Россию чуть другая история: такие перелеты могут привлечь европейцев (в частности поляков). Так как мы уже расписали выше — из Варшавы до Бреста на поезде доехать не дорого и не долго, к тому же существует безвиз — его могут расширить до транзита в аэропорт. А дальше — рейс условно-внутренний до России.
Опустим все сложности и нестыковки, которые могут быть в этом плане. Но опять же на выходе получим, что такие полеты будут выгодны не беларусам, а заезжим гостям, и не для посещения Беларуси (и траты тут своих евро-злотых), а для перемещения в Россию по низшим ценам.

Чего нам ждать от всего этого?

Скорее всего, ничего хорошего.

Самый реальный и довольно пессимистичный сценарий:
в Гродно приходит AirBaltic и Eurolot (дочерняя компания польского LOTa) с ценами в 49 евро до Риги, Варшавы, Гданьска, Кракова в одну сторону. Вероятно по популярным маршрутам до Рима, Барселоны и Парижа за 99-149 евро в одну сторону и пересадкой в Риге/Варшаве.
Пассажиры из Минска и восточных регионов, которым нужен Париж, выберут или прямые лоукосты из Вильнюса по гораздо меньшим ценам, или немного доплатят, и полетят опять же прямым рейсом Белавиа из Минска.
Спустя 2-3-4 месяца неудовлетворенные пассажиропотоком авиакомпании уходят из аэропорта Гродно. И на выходе мы получаем вбуханные в никуда ресурсы по подготовке и функционированию аэропорта, плохой имидж для Беларуси у авиакомпаний, желающих прийти на наш рынок, и 100%-я фраза от чиновников от авиации, Белавиа и аэропорт «Минск» — «А мы же говорили!»

Я вижу в этой «царской ласке» ничего большего, чем показательную порку общественных лоббистов лоукостов. Чиновники готовы дать все разрешительные документы — летайте на здоровье! Но в чистое поле, подальше от вашей целевой аудитории.
Повторюсь, 90% целевой аудитории, которой нужны лоукосты в Беларуси живет в Минске, поэтому и начинать нужно с Минска. И на всех интервью с чиновниками и представителями международного аэропорта «Минск» задавать вопрос: «А когда в Минск будут летать лоукосты?»
Лоукосты из Минска удобны большинству регионов — ехать в центр проще, коммуникация с Минском намного лучше, чем между областными центрами. Аэропорт «Минск» (ранее «Минск-2») может и должен обслуживать гораздо больше рейсов. В настоящее время строится вторая полоса — ее открытие как раз должно привлечь новые авиакомпании, и лоукосты в частности. А как возможные рейсы Райнэйра и Виззэйра в Париж, Стокгольм и Будапешт получат 90+% заполняемость в Минске, тогда можно говорить об аэропортах в Гомеле, Могилеве, Бресте и Гродно.
Ну и, конечно, лоукосты в Минск выгодны самому Минску. Туристы, прилетающие по безвизу на 10 дней, оставят в городе намного больше денег, чем бюджет заработает от аэропортового сбора за этого пассажира. Многие города не пытаются содрать побольше, а напротив датируют аэропорты, доплачивают авиакомпаниям, только бы они привезли этого туриста. Неужели в Минске зарплаты и стоимости услуг по обслуживанию самолета выше, чем в Европе? Куда идут эти деньги?
Так что снижение сборов за обслуживание в минском аэропорту смогут привлечь лоукосты и дать им возможность предлагать низкие цены на билеты.

И безусловно, отмена лоббирования Белавией своих интересов в ущерб интересам как беларуских граждан, так и экономики Беларуси, сферы туризма и услуг. Пока господа Гусаров и Чергинец будут талдычить, что «Беларуси не нужны лоукосты», а директор Маликян будет им поддакивать (имея какие-то в этом интересы), мы не увидим низких цен на перелеты, лоукосты в Минск не придут. А нужно всего лишь дать им возможность, и пусть рынок, потребитель решает, нужен ли ему лоукост с возможностью улететь в путешествие за 9 евро с рюкзаком на плече, или Белавиа за 199 евро с 2 чемоданами и бутербродом с чаем во время полета.

Что мы можем сделать?

Через СМИ, чиновников, депутатов (у некоторых даже есть страницы на Фейсбук), и напрямую через обращение к Генеральному директору международного аэропорта «Минск» добиваться лоукостов. Это не сложно — можно просто перейти по ссылке >>> и заполнить форму обращения. В тексте письма можно просто и ясно писать: «Мы хотим летать дешево. Мы хотим лоукостов!»

обращение к директору аэропорта Минск

Будем стучать и нам откроют!

Как доехать до Праги за 15 евро

Прага сочетает в себе всё, что нужно нашему туристу: запредельное количество достопримечательностей на квадратный миллиметр Праги, архитектуру, чешскую кухню, пиво — и всё по относительно невысоким ценам.

Дорога до Праги может быть дешевая — это первый постулат, который я усвоил, создавая данный блог-портал.

И правда,спустя 6 лет от первого опыта, доехать до Праги стало еще дешевле! Ниже приведу несколько вариантов, они и дешевые, и примерно равные по комфортности, но выбирать вам.

Старая площадь Праги Читать далее

Как доехать до Варшавы за 9 евро

Варшава манит белоруса не только как конечная точка культурного или шопинг тура, но и как город с двумя аэропортами, откуда вылетают лоукостеры во многие города Европы. Сейчас из Минска доехать до Варшавы и варшавских аэропортов Шопена и Модлин можно и без пересадок, что будет чуть дороже (а может и не всегда), можно и с достаточно удобными пересадками, которые сэкономят деньги.

Доехать до Варшавы можно дешево Читать далее

Как дешево доехать из Минска до Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург (Петербург, Питер, Ленинград, Северная Пальмира) — один из самых красивых городов России, который меньше всего похож на типичный российский город. Город, который никого не оставляет равнодушным.

С Санкт-Петербургом Беларусь связывает очень многое. Например тут, по мнению А. Г. Лукашенко, работал Франциск Скорина. В Питере учился, родился или работал едва ли не каждый второй из нашего правительства. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Белорусский Санкт-Петербург». Читать далее

Как дешево доехать до Львова. Часть 2

Как добраться до Львова через Лунинец и Ровно мы рассказывали ранее. Сейчас предложим другой, не менее дешевый и, возможно, более удобный маршрут.

Принцип движения через Брест сводится к тому, чтобы попасть в Ковель, откуда уехать до Львова в десяток раз проще, а главное — дешевле. До Ковеля можно попасть на дизель-поезде (~4000 руб. + 7,5 грн) либо на автобусе (~50000 руб). Читать далее

Как дешево доехать до Львова

Львов — один из самых красивых городов бывшего СССР. Благодаря отсутствию визового режима, достаточно низким ценам и обилию интересных мест, этот город является привлекательным для белорусского туриста. При помощи информации с сайта vandrouka.by  расскажем Вам, как дешево доехать до Львова из Минска или Бреста.

львов Читать далее

Как получить визу в литовском посольстве

Ранее рассказывал, как получать визу в польском посольстве. И главной проблемой отмечалась нехватка дат подачи: выбрасываются 1 раз в месяц и невозможно их поймать. А вот в литовском посольстве таких проблем почти нет. Практически каждый день можно найти свободные даты и время. Поэтому, если хотите самостоятельно получить шенгенскую визу, то проще, чем в литовском посольстве, не получится нигде. Читать далее

польская шенгенская виза

Как получить Шенгенскую визу в польском посольстве

Ранее писал, как можно без агентств и сторонних помощников оформить визу. Но то были общие универсальные правила. Но,  в большинстве случаев, эти правила обрастают тучей мелких норм и требований, характерных не только посольствам отдельных стран, но и разным консульствам одной страны. В этот раз рассмотрим, как получить гражданину Беларуси одноразовую Шенгенскую визу в одном из консульств Республики Польша (в Минске, Гродно и Бресте).

Читать далее

Минск-Берлин-Минск за 45 евро

О том факте, что в конце апреля-начале мая можно ездить по Польше на TLK всего за 69 злотых я рассказал чуть ранее. Но данный билет можно использовать не только, как проездной для путешествия по Польше, но и как транзитный билет в другие страны. Спасибо Andrew0406 за новый маршрут и совет, как всего за 45 евро съездить в Берлин и обратно! Читать далее

Владивосток. Дорого, конечно, но дешевле, чем в лоб.

У некоторых людей есть пунктик — они должны обязательно проехать по ТрансСибирской магистрали. Однако, цена купейного вагона (а уж тем более если по дороге делать остановки)  может испугать. Проезд же в плацкартном вагоне на такие расстояния — это мазохизьм…
В данной статье я расскажу, как сэкономить на комфортном пути в восточный российский форпост. Читать далее