Без лоукостов Беларусь теряет миллионы долларов - Евротур

Без лоукостов Беларусь теряет миллионы долларов

С февраля 2017 года для европейских туристов, прилетающих в аэропорт Минск-2 (он же Национальный аэропорт «Минск») не нужна беларуская виза. Летом 2018 года количество дней безвиза увеличили до 30, и логичным ходом было бы всячески повышать поток туристов через аэропорт. Тогда министр транспорта заявлял, что в Беларусь придут лоукосты. Но придут в региональные аэропорты, а не в Минск. Мы подробно разобрали эти заявления и перспективы для такого шага. Как вывод — ничего хорошего не получится.
Прошло 8 месяцев, сменился министр транспорта, но не сменилась риторика заявлений — лоукосты если и придут, то в регионы. Да и то их целесообразность, по мнению чиновников, под вопросом.

Лоукосты не только позволят беларусам дешево путешествовать, но и помогут привлечь туристов, которые потратят деньги в Беларуси.

Беларуские чиновники не видят или не хотят видеть и понимать простые истины: лоукосты помогут заработать денег Беларуси не столько на самих беларусах и транспортных услугах как таковых, но и на иностранных туристах, которые прилетят в Беларусь. Очевидным остается тот факт, что большинство туристов хотят начать знакомство со страной с ее столицы. В Минске сосредоточены основные объекты для посещений. Инфраструктура Минска — гостиничный фонд, количество кафе-ресторанов-клубов, спортивные мероприятия — уже сейчас всё это может привлечь и удовлетворить спрос у прилетающих туристов. Летом в Минске пройдут Европейские игры — очень серьезный повод привлечения гостей. На Минск Арене и других площадках постоянно проходят как спортивные мероприятия, так и концерты звезд, фанаты которых путешествуют за ними по всему миру и в Минск бы прилетели! Борисовский БАТЭ регулярно играет в Лиге Чемпионов и Лиге Европы, а от Борисов Арены до аэропорта Минск-2 всего 50 км. Зачем придумывать дополнительные трудности, отправляя туристов за 400-500 км в региональный аэропорт, когда от находящегося в центре Беларуси Минск-2 удобно добираться везде?

12 рейсов лоукоста привезут в Беларусь столько же туристов, сколько 60 рейсов обычной авиакомпании.

Давайте проведем небольшой подсчет. Возьмём простой вариант Варшава-Минск. С одной стороны, и польские туристы очень активно интересуются беларуским направлением, с другой — очень много иностранцев из Западной Европы и США приезжает в Варшаву, а потом не против на день-два съездить еще куда-нибудь восточнее. Их выбор обычно падает на Львов и Киев, потому что билеты туда стоят от 9 евро. А что Киев, что Минск — для среднего англичанина разница небольшая.

Уже сейчас на маршруте Минск-Варшава осуществляется 2 рейса в сутки. Летает Белавиа и ЛОТ, используя при этом в основном самолеты модели Embraer 195 (112 пассажиров). Рейсы, на мой взгляд, очень неудачные — оба летят с интервалом между собой полчаса-час и  оба в обед. То есть совсем отсутствует возможность прилететь утром или улететь поздно вечером, что часто предлагают лоукосты. Самолеты у этих перевозчиков отнюдь не забиты туристами. Полупустой салон, где половина — это транзитные пассажиры, четверть — беларусы, и только от силы 1/4 — туристы. Исходя из данных Департамента по туризму Минспорта и туризма с 12 февраля 2017 по 1 ноября 2018 в аэропорт Минск-2 прилетело порядка 15 500 граждан Польши. Если поделить на 22 месяца, получаем 705 польских туристов. Добавим 30% (хоть это будет очень оптимистично) туристов с непольскими паспортами на данный рейс, и получим круглое число — 1000 туристов в месяц, прилетевших рейсом Варшава-Минск.

Предположим, что на данный маршрут приходит венгерский лоукостер WizzAir, активно развивающийся в центральной и восточной Европе, а также имеющий поддержку венгерского правительства, которое в свою очередь тесно общается с руководством Беларуси.

WizzAir для своих полетов использует аэробусы А320 вместимостью 180 человек. Исходя из данных с других рынков региона, в частности с Украины, где покупательская способность, а также туристическая привлекательность относительно сравнима с Беларусью, загрузка рейсов WizzAir составляет 94%. Рейсы Киев-Варшава осуществляются 6-7 раз в неделю, в зависимости от сезона. Самолеты прилетают в аэропорт Киев-Жуляны в самом центре города — это как уничтоженный Минск-1 на Аэродромной.

Для всех желающих перелет в обе стороны по маршруту Варшава-Киев-Варшава стоит 49,61 евро, для участников дисконт-программы (30 евро в год на двоих) — 27,06 евро.

Допустим, беларусы будут менее активно летать (у украинцев всё же безвиз, хотя Беларусь в лидерах по количеству шенгенских виз на душу населения), а к нам будут меньше рваться туристы. Поэтому WizzAir будет летать не 7 раз, а 3 раза в неделю (12 рейсов в месяц) своими аэробусами А320 вместимостью 180 человек, а загрузка будет порядка 85% (что вряд ли, с учетом конкурентной цены должна быть близка к 100%). Итого мы получаем 180х0,85х12 = 1836 пассажиров. Здесь не будет транзитных пассажиров — лоукосты не дают такой возможности. Допустим, 836 — это беларусы.
Но мы всё так же получаем дополнительную 1000 иностранных туристов в месяц, имея 12 рейсов от WizzAir против 60 рейсов от Белавиа+ЛОТ.

Европейцы умеют считать деньги, планируя свои поездки.
Но они с радостью готовы потратить в минском баре то, что сэкономят на перелете.

А теперь давайте сделаем простую симуляцию и калькуляцию.
Средний польский турист пан Ковальски летит на выходные в Беларусь: потусоваться в Минске, сходить на юбилейный концерт Александра Солодухи, а также проведать могилу прабабушки из Ивенца. Он селится на 2 ночи в гостинице «Беларусь» в центре Минска за 165 евро, берет напрокат в аэропорту Минска Рено Логан за 70 евро, чтобы не трястись в автобусе до Ивенца, 2 раза ужинает в ресторане «Литвины» ± 40 евро, завтраки и обеды в заведениях — еще в сумме 40 евро. Бар-кроулинг по Зыбицкой (поляки любят выпить), ночной клуб и такси до гостиницы — 50 евро за вечер, а их у него 2. До Солодухи так и не добрался, но уже потратил пан Ковальски ни много, ни мало, а 415 евро. Используя бесконтактную карточку Visa или Mastercard даже этого и не заметил.

бар на Зыбицкой


Итого этот польский турист оставил в Беларуси 1000 рублей, добрая часть из которых (минимум 200 рублей в виде НДС, но есть же и другие налоги) пошла в государственную казну. Это если бы этот турист прилетел, но к нам лоукосты не летают.
А если бы летали, это был бы 1 000 000 рублей с 1000 польских туристов в месяц.

Беларусь теряет 5 миллионов долларов в год только на одном маршруте Варшава-Минск из-за бездействия правительства по вопросу лоукостов!

Поляк готов потратить 30 евро на самолет и 100 евро на водку, а наоборот — вряд ли. Так что он, скорее всего, поедет тратить свои деньги во львовских барах-ресторанах, а мудрые беларуские министры своими решениями (а точнее — полной бездейственностью) не дадут заработать беларускому бизнесу 1000 рублей, из которых 200 рублей в виде НДС + 100 рублей в виде подоходного налога + 100 рублей в виде ФСЗН = 400 рублей пойдет в казну.

Умные зарабатывают, глупые экономят.

Проблема в том, что каждый министр держится за свое кресло, а не думает о более глобальных задачах и возможностях. Бывший министр транспорта Анатолий Сивак «не видел необходимости дотировать перевозки лоукостеров, как это делает Вильнюс», с гордостью заявляя об этом Александру Лукашенко в апреле 2018. Он же (Сивак) отмечал, что «необходима потребность наших граждан в таких перелетах, чтобы пользовались люди, которые уехали работать и через неделю возвращаются обратно».
Напомним, что в 2017 году было выдано 419 тысяч шенгенских и национальных виз, а также 58 тысяч разрешений на работу — и это только в Польше (данных по 2018 году еще нет, но они должны быть еще больше).

Замминистра Алексей Ляхнович тогда же заявлял, что в случае пуска лоукостов в Беларусь, наши (беларуские) граждане будут дотировать перевозку иностранных пассажиров. Эти господа предпочли, чтобы Беларусь «сэкономила» 100 рублей на дотации, а не заработала 1000 рублей на туристе.
Интересно, новый министр Алексей Авраменко будет более дальновидный и сумеет правильно воспользоваться калькулятором?

 

Читайте также:

Лоукосты в Беларуси: ожидания и вероятная реальность

Без лоукостов Беларусь теряет миллионы долларов: 4 комментария

  1. Елена

    Ага! Давайте все дружно переселился в Минск. Регионам тоже есть что предложить интуристам. У нас это Беловежская пуща и Брестская крепость. И я руками и ногами голосую за развитие Брестского аэропорта.

    1. Eurotrip Автор записи

      Кто-нибудь, кроме туристов из России, ходит в Брестскую крепость? В которой рассказывается о том, как в 1941 году мужественно сопротивлялись фашистам, но молчат о том, что в 1939 году там же устраивался марш советских и немецких войск.
      Жить туристы тоже будут в Беловежской пуще?
      Развитие регионов — это хорошо. Но его не будет, если не будет рейсов. А рейсов в регионы не будет, если их не будет в столицу. Может и будет пару, но их быстро свернут, о чем и написано в статье. Беларусь не готова дотировать — авиакомпании в убыток летать не смогут, а кто полетит в брестский аэропорт, когда можно сделать тоже самое в один из Варшавских (где сеть полетов уже сильно развита) и доехать за 2,5 часа на поезде?

  2. Ксения

    Уважаемый автор! Полностью согласна с Вами во всем вопросам, кроме написания слов «белорус» и «белорусский».

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 3 =

.
. 10% off on booking hotels